Что обычно делает 3d дженералист: обзор профессии, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать Профессии

Сколько в команде разработки должно быть 3D-специалистов? А если их может заменить один 3D-дженералист?

В статье рассказываем, кто такой 3D-дженералист, почему он может заменить более узких 3D-специалистов, какие плюсы и минусы у этой профессии. Что нужно делать, чтобы стать востребованным 3D-дженералистом, и какие зарплаты в этой сфере.

Какие задачи решает 3D-дженералист

Дженералист (от англ. general — общий) — универсал, владеющий широким набором навыков в области создания трёхмерной графики. Подобный специалист — многостаночник, умеющий делать графику на всех этапах пайплайна, планировать свою работу, предусматривать возможные сложности и подбирать необходимое ПО.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

3D-дженералист — один из столпов любой разработки. И хотя я не подавал резюме именно на такую должность, наверное, можно сказать, что я дженералист. Занимаюсь производством 3D-графики на всех этапах: могу смоделировать ассет, покрасить его, осветить, сделать setup и простую анимацию. То есть в идеале дженералист — это опытный „тридэшник“, который может решить многие задачи.

3D-дженералист хорошо знает, как технически устроена трёхмерная графика, отлично понимает пайплайн разработки, владеет широким набором софта — знает программы, их возможности, плюсы и минусы.

Само слово „дженералист“ говорит о том, что специалист может охватить очень много областей, начиная с разработки конструкторов для локаций или отдельных ассетов и заканчивая персонажами.

Задачи и обязанности

Задачи 3D-дженералиста могут различаться. Но есть список основных:

  • создание 3D-моделей персонажей и объектов;
  • создание UV-разверток для 3D-моделей;
  • разработка и прорисовка текстуры для персонажей и окружения;
  • техническая настройка возможности спектра движения персонажей и объектов;
  • 3D-анимация объектов и персонажей;
  • тестирование и оптимизация параметров шейдеров, источников света и других компонентов трехмерных компьютерных сцен;
  • создание визуальных эффектов для объектов окружения, персонажей и элементов интерфейса;
  • композитинг шотов, цветокоррекция, работа со слоями, ротоскопинг.

Специалист должен знать на базовом уровне все этапы производства 3D-проекта и уметь вести его в одиночку.

Еще 3D-дженералист отвечает за все мелкие задачи, которые могут внезапно возникнуть в ходе работы над проектом. Например, поправить анимацию, откорректировать UV-развертку, заменить визуальный эффект или настройки рендера и так далее.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

3D-дженералист обычно ведет несколько задач или проектов сразу, поэтому должен уметь расставлять приоритеты в рабочих процессах и определять правильный порядок выполнения задач.

Как происходит процесс разработки и какая роль в этом 3D-дженералиста

Как мы сказали ранее, дизайнер дженералист — это универсальный специалист, который может быть задействован на каждом этапе пайплайна.

А теперь давай разберем эти этапы подробнее. И сразу договоримся, что рассмотрим процесс создания персонажа, чтобы не запутаться.

Концепт-арт

Здесь рождается идея. Каким будет твой персонаж? Во что он будет одет? Какое у него будет телосложение?

Это важный этап, который задает направление всей последующей работе. Все люди видят мир по-разному. Чтобы избавиться от недопониманий и прийти к единому решению, как раз и создается концепт-арт.

Блокинг

В этом моменте уже начинается работа в 3D. Блокинг — это процесс создания пропорций нашего будущего персонажа. Здесь нет детализированности. Главная цель — это определить основные формы.

Скульптинг

А вот на этом этапе необходимо учесть все детали и привести персонажа от «силуэта» к полноценной и четкой модели. Такой процесс можно сравнить с лепкой из глины. С уточнением, что все происходит в программе, и руки останутся абсолютно чистыми.

В процессе скульптинга стоит помнить про анатомию, чтобы соблюсти все пропорции и расположение конечностей.

Помимо этого еще одна важная составляющая — создание одежды. Если сама модель персонажа создана достоверно, а ткань выглядит инородно — это полностью перечеркнет всю работу.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

Ретопология

Все модели строятся из полигонов (англ. polygon — многоугольник, в 3D-моделировании — это плоскости, состоящие из вершин в пространстве и объединенные ребрами). Чем больше полигонов, тем более детализированной будет модель.

Различают следующие модели по количеству полигонов:

  • High-poly — большое количество (в среднем от 1 до 3 миллионов);
  • Low-poly — малое количество (около 5-10 тысяч).

Как понять, какие модели где применять? — Как правило, high-poly используются при создании фильмов, а low-poly в играх.

Если мы создаем героя для игры, то наша цель уменьшить количество полигонов. Ведь для обработки high-poly моделей требуется высокая производительность компьютера, а если учесть, что в игре будет далеко не один персонаж, то есть все риски, что игра просто не воспроизведется у пользователей.

Для этого необходим данный этап — ретопология, во время которого происходит уменьшение количества полигонов до оптимального.

Развертка и запекание

Чтобы продолжить дальнейшую работу, необходимо сделать развертку — это создание плоской двухмерной модели из нашей объемной трехмерной для возможности наложения текстур.

Здесь же происходит этап запекания. Это делается для того, чтобы наш персонаж имел всю необходимую детализацию, но модель при этом была по по размеру как low-poly.

Текстурирование

Этот процесс можно сравнить с настоящим искусством! На этом этапе 3D-художник выбирает текстуры и цвета для модели, превращая ее в привычных нам героев в играх.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

Какими качествами и навыками должен обладать 3D-дженералист

Все ли могут стать 3D-моделлерами? Достичь успеха и стать востребованным профессионалом помогут следующие личные качества:

  • Усидчивость;
  • Креативное мышление;
  • Отличное воображение;
  • Способность быстро воспринимать новую информацию и подстраиваться под возникающие условия;
  • Терпение;
  • Любовь к своей работе;
  • Желание самосовершенствоваться и учиться чему-то новому.

А теперь поговорим про hard skills, которые необходимы 3D-дизайнеру.

Как правило, они тесно связаны с программами, в которых работает специалист:

  • Полигональное моделирование. Для этого используются программы 3ds Max, Maya и Blender.
  • Скульптинг, который создается в ZBrush и Blender.
  • Ретопология, для которой необходимы программы Maya, 3D-Coat, TopoGun.
  • UV-развертка. Программы для неё — RizomUV, UVLayout, Maya.
  • Текстурирование. В зависимости от стиля текстурирования используются 3D Coat, Substance Painter и Substance Designer.
  • Рендеринг, для которого необходимо знание программ Marmoset Toolbag, Unreal Engine, а также Corona и V-Ray.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

Плюсы и минусы профессии

В работе 3D-дженералиста есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Универсальный специалист в 3D. Можно работать 3D-моделлером, художником по текстурам, по свету и визуальным эффектам, аниматором.
  • Больше шансов получить должность старшего специалиста.
  • Работа с интересными проектами.
  • Можно стать фрилансером или открыть собственную студию: 3D-дженералист умеет самостоятельно выполнять всю работу.

Минусы:

  • Если сравнивать с другими, более узкими специальностями — нужно много времени, чтобы развить навыки.
  • Некоторые профессиональные анимационные студии предпочитают кандидатов, которые специализируются в одной области.

Зарплата 3D-Generalist

Заработная плата 3D-Generalist зависит от уровня знаний, опыта и региона.

Если просмотреть открытые вакансии, то получается, что диапазон зарплат составляет:

  • для России в целом от 18 до 70 тыс. руб.
  • отдельно для Москвы от 30 до 150 тыс. руб.

Стоит отметить, что поиск вакансий для 3D-дженералиста не отличается особой простотой, т. к. работодатели часто в объявлениях указывают то «3D-аниматор», то просто «анимация», то еще как-то. Поэтому при поиске работы нужно перебирать все объявления о работе, связанные с созданием 3D-графики.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

Еще один важный момент, связанный с рассмотрением вакансий 3D-Generalist – отсутствие данных о зарплатах в предложениях работы. Поэтому в большинстве случаев придется сначала проходить собеседования и в ходе личных бесед определять уровень оклада.

Тут особенно примечательна третья вакансия, из которой видно, что специалист без опыта в Санкт-Петербурге может рассчитывать уже на 80 тыс. руб. ежемесячной заработной платы.

Как освоить профессию

Сначала лучше получить базовое образование в области изобразительного искусства, анимации, визуальных эффектов, информатики.

Дальше можно обучиться 3D-моделированию, текстурированию, освещению и композитингу. Можно учиться на онлайн-курсах или очно. Пригодится опыт в фотографии и видеосъемке.

Есть много вариантов, где можно получить базовое образование:

  • «Графический дизайн» (МИСиС, МИТУ).
  • «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» (НИУ ВШЭ, МИДиС).
  • «Моушен-дизайн» (B&D, КФУ, СПбГИК).
  • «Анимация и графика компьютерных игр» (МАГУ, БГПУ им. Акмуллы).
  • Профиль «3D-моделирование компьютерных игр и анимация» направления «Дизайн» (колледж МИДиС).
  • Профиль «Цифровой дизайн» направления «Дизайн» (IThub college).

Список академий, университетов и онлайн-школ, где учатся конкретно на 3D-дженералиста:

  1. Skillbox — курс «Профессия 3D-дженералист».
  2. XYZ School — годовые программы и курсы:
  • «Профессия 3D-аниматор», 12 месяцев;
  • «Профессия 3D-дженералист», 32 месяца;
  • «Профессия 3D-художник», 14 месяцев.
  1. «Нетология» — , 14 месяцев.
  2. Компьютерная Академия TOP — учебная программа «Компьютерная графика и дизайн», 30 месяцев.
  3. Школа дизайна НИУ ВШЭ — курс «3D-дженералист. Full CG», 12 месяцев.
  4. Course3d — курс 3D Artist, 6 месяцев.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

Все учебные программы по разным городам и смежным профессиям.

Какая ответственность лежит на 3D-дженералисте

Как специалист, понимающий всю цепочку рабочего процесса, он способен встроиться на любом этапе пайплайна. Директор студии может полагаться на дженералиста, поскольку к нему можно обратиться с любой задачей и быть уверенным, что проблема будет решена эффективно и компетентно.

Необходимо понимать, что у компаний по-разному устроена работа. В крупных студиях все процессы производства разбиваются по отделам: кто-то занимается только персонажами, другие — окружением, отдельно работают риггеры, аниматоры, художники света, отделы композитинга и VFX.

Кстати, главный инструмент создания эффектов — Houdini, их нельзя сделать на композитинге.

Отдельная задача — симуляция. Всё зависит от задач компании и внутреннего пайплайна. Если говорить о производстве мультипликации, то важно упомянуть, что существуют отделы, занимающиеся симуляцией одежды или волос. Производство модели для 3D-принтера не требует VFX, динамики, часто — даже покраски. Достаточно правильно смоделировать и отправить на печать.

3D-дженералисту важно уметь расставлять приоритеты в рабочих процессах и определять правильный порядок выполнения задач. Работа такого специалиста означает, что одновременно у него будет несколько задач — и только от него зависит, насколько строго будут соблюдаться дедлайны их выполнения.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

Дженералист не становится суперспециалистом во всём, но он всё же достаточно хорошо разбирается во всех аспектах разработки 3D. Зачастую дженералисты становятся лидами, директорами, которые формируют пайплайн.

Например, специалист не очень круто умеет моделить в Zbrush, но очень хорошо знает программу, может чётко составить ТЗ. Благодаря точной работе с пайплайном и ТЗ в конечном итоге всё будет производиться быстро и качественно.

Теоретически подобный специалист может сделать что угодно. Противоположные примеры: люди, специализирующиеся только на hard surface — машинах, самолётах, танках, оружии, — или художники, которые занимаются органикой и персонажами, в первую очередь в Zbrush.

кто такой 3d дженералист: чем занимается, сколько зарабатывает в 2023 году, что нужно знать, чтобы работать

Заключение

3D-Generalist (3D-дженералист) – это универсальный специалист, который владеет обширными навыками работы с трехмерной графикой. Попросту говоря, он знает все про 3D: как сделать окружение и отдельные 3D-объекты, как настроить цвет и текстуры, как создать анимированный ролик.

То есть в случае надобности 3D-дженералист легко может справиться с функциями отдельных узко заточенных специалистов наподобие 3D-аниматоров, риггеров, шейдинг-артистов, моделлеров, лайтеров, текстурных художников и пр.

Оцените статью
ITkurs.info
Добавить комментарий